30.11.18.  На Рождественском постовом концерте

В пятницу 30 ноября воспитанницы Нижегородского Центра подготовки церковных специалистов  «Покров»  имени митрополита Николая (Кутепова) имели возможность посетить хоровой концерт, который был проведен в стенах Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки.

Оригинальную программу духовной музыки «JUBILATE» представил муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» под управлением дирижера Ивана Стольникова. В концерте прозвучали духовные сочинения для хора и органа широкого круга композиторов от далеких времён (16 век -Т.Таллис), (17 век — Г.Перселл и И.С.Бах), (18 век — Й.Гайдн и В.Моцарт  ) до современности (Г.Форе, А.Пярт и К.Дженкинс). Большой зал ННГК, в котором проходил концерт, в один вечер наполнится звуками произведений, принадлежащих к разнообразным стилевым направлениям хоровой музыки. Прозвучали хоровые произведения в жанрах мотета, хорала, духовного гимна, мессы.

Отдельным концертным отделением было исполнено крупное хоровое произведение русского композитора рубежа XIX-XX веков  Александра Гречанинова «Месса Святого Духа», написанная для хора и органа. Сочетание мощных звуков органа и стройного хорового многоголосия завораживало своей красотой. Так в вечер пятницы учащиеся ЦПЦС «Покров» в дни Рождественского поста на хоровом концерте получили  огромное впечатление от прикосновения к неисчерпаемым глубинам духовной музыки.

Справка:

В области церковной музыки русский композитор А.Гречанинов проявил себя как новатор. Он создал целый ряд чисто православных духовных сочинений для клироса, но из под его пера вышли также духовные произведения свободного стиля, с участием органа — инструмента, который он очень любил. В заграничный период жизни в эмиграции он писал и „латинские“ мессы, и „духовные хоры“ на иностранный текст.  

Наибольшей известностью в современном исполнительском репертуаре пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения, народную песенность (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональную академическую культуру. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую». Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение»), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, в числе самых известных из них — короткая молитва «Достойно есть».