6.09.17г. Одна семья (беседа с журналистом)

Храм с крыльца

Где можно получить церковное образование светским девушкам.

Для того, чтобы рукоположиться во священный сан, человек должен основательно подготовиться, как правило, закончить духовную семинарию и академию, которые дают высшее духовное образование. Но служение Церкви не ограничивается лишь трудом настоятелей и клириков приходов, трудом нелегким, требующим больших душевных затрат и физических сил.

Кто хоть раз побывал на соборной молитве в храме — Божественной литургии, никогда не забудет ее красоту. Лики святых, огоньки лампад перед иконами, лучики чистого света, исходящие от паникадила. И, конечно, трогает сердца церковное пение. Многоголосие хора берет разные ноты и «выстраивается» в стройные ряды, повинуясь воле регента (по светски — дирижера). А вы замечали, какие искусные, тончайшей вышивки облачения на епископах и священниках во время праздничных служб? Каким же надо быть высококлассным специалистом, чтобы создать такое великолепие! Разумеется, искусству руководить клиросным хором или вышивать церковные облачения нужно серьезно учиться. О том, кто они, студенты, обучающиеся церковным ремеслам, об их духовном мире, учебе, о жизни мы беседуем с заместителем директора Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии иереем Александром Калагановым.

  — Отец Александр, насколько мы помним, учебное заведение, где вы служите, раньше называлось по-иному: Православное женское духовное училище. С чем связана смена названия?

— Это решение Священного Синода. Высший церковный орган постановил, чтобы духовные училища Московского Патриархата получили бы более высокий уровень, статус. Сейчас названия «Нижегородское православное женское духовное училище» не существует. НПЖДУ инкорпорировалось, то есть вошло в состав Центра подготовки церковных специалистов епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова). Директором Центра с 1 сентября 2017 года стал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, а я являюсь его заместителем и заведующим регентским и швейным отделением.

— Батюшка, расскажите, что значит для девушки учеба в вашем Центре:
только ли получение востребованной профессии или что-то большее? Кто приходит к вам учиться, какие-то особенные люди, ведь молодежь сейчас, как говорят, «без границ»: общаются в соц.сетях и со светскими сверстниками, и с церковными?

— Да, это реальность времени, сейчас у нас массовая культура. Девушку или юношу сегодня трудно представить без компьютера. Они переписываются, общаются. Все это дает возможность человеку поучаствовать в разных группах и видеть людей, живущих разной жизнью, разными увлечениями. Хотя про веру нельзя сказать, что это увлечение человека. Это веление, желание его сердца. Поэтому, я не сказал бы, что наши абитуриентки, студентки, особенные люди. Но они пришли к нам с твердо сложившейся внутренней позицией: «Я хочу быть регентом церковного хора» или «Хочу быть портным церковных облачений».

— Получается, что воцерковленность девушки будет определяющим фактором для учебы у вас?

-Да, потому, что хотя мы и принимаем людей без музыкального образования, но желательно с клиросной практикой. Бывают индивидуальные случаи, когда у девушки совсем нет клиросной практики или она маленькая, допустим, около трех месяцев, но при этом абитуриентка верующая. Воцерковленность у всех может быть разной, но искреннее желание играет определяющую роль. Чтобы человек был не «с улицы». В качестве примера скажу, что четыре наших студентки — из семей священников. Такая норма относится и к другим специальностям, приобретаемым в Центре. Скажем, катехизатор — это тот человек, который будет проводить катехизаторские беседы перед Венчанием, Крещением. То есть он объясняет человеку, который хочет принять церковное Таинство, как правильно подготовиться, открывает его полноценный смысл. Главное для абитуриента, чтобы не получилось так, что поступал в цирковое, а поступил в церковное (батюшка улыбается — ред.).

— Мы говорим о совсем молоденьких девушках, у которых за плечами лишь школа. А были у вас случаи, когда на учебу приходил человек, который уже имел другую профессию?

— Поступала на учебу девушка в возрасте 25 лет. Оказалось, что абитуриентка закончила высшее техническое учебное заведение, работала инженером-технологом. Для меня это было удивительным, и я спросил, почему она так резко захотела поменять профессию, тем более, что до того у нее музыкальной, клиросной практики не было. Ответ девушки был более, чем серьезным: «Я хочу изменить свою жизнь». Она не говорила причину, но ответила, что решение это осознанное. Видно, на нее что-то снизошло, Господь открыл ей новый путь.

— Сколько студенток поступило на учебу в нынешнем году, и на какие специальности?

— Всего на два очных отделения поступило 17 студенток: на регентское отделение — 13 человек, на швейное — 4. Также у нас имеется регентское заочное отделение (экстернат), на котором вступительные экзамены будут позже. Плюс в центре «Покров» открылись с этого учебного года четыре отделения очно-заочной (вечерней) формы, где мы начали готовить катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников. Время учебы на отделениях разное: очники регента учатся четыре года, швеи — два, другие специалисты — два с половиной года. Поступают в наше учебное заведение не только местная молодежь, но и жители других городов — из Кирова, Чебоксар, Йошкар-Олы.

— Есть устоявшееся мнение, что девушки, поступающие в духовные учебные заведения, готовятся к жизни в качестве будущих матушек — мужей священников, это так?

— И сейчас, и год назад, когда я стал директором училища, говорю: мы готовим специалистов, а уж как в дальнейшем сложится дружба нашей воспитанницы с семинаристом ли, с мирским человеком, зависит с одной стороны от них самих, а с другой от Божьего благословения. У нас проходят богословские вечера, на которые мы приглашаем семинаристов. Это не вечера знакомств, ребята общаются, дружат, беседуют на православные темы. Никто не знает, во что перерастет эта дружба, возможно во что-то большее. Некоторые расстаются, это закономерно. От некоторых воспитанниц я даже слышал такое: «Нет, я не хочу быть супругой священника, это очень тяжело».

Скажу больше, раз мы затронули такую тонкую тему. В стенах учебного заведения мы не ограничиваемся лишь общением со студентами духовного вуза. Я проводил факультатив в медицинской академии, и два раза приглашал студентов-медиков на чаепитие, общение с нашими воспитанницами. Ребята живо обсуждали, какие есть проблемы у студентов светского вуза, каков распорядок их дня. С другой стороны, светские студенты увидели, что мы учим здесь не монашек и не жен священников. Для будущих врачей мы организовывали экскурсию по храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так, что здесь никаких искусственных «заборов», установок нет. Студентка нашего Центра может выйти замуж и за врача. У меня есть примеры, как воспитанницы выходили замуж за инженеров.

— И опять вернемся к теме образования. Все же трудно представить, что регентом может быть человек верующий и только. Слух-то должен быть для такой профессии?

— Безусловно, для этой специальности сольфеджио, наряду с Законом Божиим — то испытание, тот предмет, который будет находиться во главе угла. И на вступительных испытаниях эти дисциплины являются, как лакмусовая бумага, определяющими: «потянет» девушка или нет. Бывали случаи, когда абитуриенткам, не выдержавшим экзамен, предлагали перейти на швейное отделение. Хотя здесь также без способностей и усидчивости золотошвейкой стать трудно. Вообще регент — в какой-то степени педагог, у него большая ответственность перед хоровым коллективом. И, возможно, появится также ответственность перед коллективом малышей, если наша выпускница захочет работать школе или в …детском саду.

Удивились? Дело в том, что студентки регентского отделения параллельно проходят обучение в светском заведении — губернском колледже имени Ушинского, где получают специальность музыкального педагога для работы в начальных классах школ или в дошкольных учебных заведениях. Это сделано для того, чтобы выпускница Центра имела на руках два «родственных» диплома, один из которых имеет государственный статус, и, соответственно, дает большее поле для приложения творческих сил.

Наши девушки — люди творческие, за примерами далеко ходить не надо. Назову несколько имен. Таня Правдолюбова с III курса виртуозно играет на флейте, Аня Оглоблина, обучающаяся на IV – на скрипке, Таня Евдокимова с III курса — на гитаре. Есть студентки, в совершенстве владеющие игрой на фортепиано и аккордеоне.

Культурная жизнь в Центре — разнообразная и интересная. 4 декабря отмечается в учебном заведении актовый день. Это настоящий праздник, начинающийся с богослужения во Введенском храме, затем в семинарии проходит большой концерт, где звучат произведения русских и европейских классиков, и, конечно, церковные песнопения. В этом же ряду — участие в хоровых соборах: Рождественском и Пасхальном. Вообще, наши мероприятия надо видеть, на них мы — одна семья.

Беседовал Игорь ЧИСТЯКОВ.