8.01.19.  300-летие храма в честь Собора Пресвятой Богородицы

Во вторник 8 января воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) молились в своем учебном храме в часть Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская церковь), который в этот день отмечал свой престольный праздник. В этом году он связан с большой датой: 300-летие существования его исторического здания (освящение храма — 1719г.).

Праздничную Божественную литургию провел благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян в сослужении настоятеля прихода иерея Романа Малкина, а также заместителя директора ЦПЦС «Покров» иерея Александра Калаганова и других клириков Нижегородской епархии.

По окончании литургии состоялись освящения иконы всех святых и колокола-благовестника, отлитого на пожертвования прихожан к юбилею храма.


Историческая справка.

Рождественская (Строгановская) церковь – памятник строгановского барокко

Начало строительства: 1696 год. Окончание строительства: 1719 год

Архитекторы — Даль Л.В., Килевейн Р.Я.

Пышно декорированную церковь Собора Пресвятой Богородицы называют Рождественской по улице, на которой она стоит. Престол этой церкви посвящен православному празднику — Собору Пресвятой Богородицы.

Храм был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701 году строительство было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Освящен храм был в 1719 году преосвященным Питиримом (1719–1738), архиепископом Нижегородским.

В Нижнем Новгороде Строгановы обосновались в XVII веке. Это было связано с выгодным географическим положением города и с экономическими преимуществами, которое оно давало. Вначале Строгановы обосновались за рекой, в Гордеевке, а потом перебрались в нагорную часть – туда, где кипела торговая жизнь города. Здесь-то Григорий Дмитриевич Строганов и занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова. Всего Строгановы построили в России пять храмов: в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Троице-Сергиевой лавре и два в Нижнем Новгороде.

Историки архитектуры говорят об особом стиле — «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Среди выстроенных Г. Д. Строгановым храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

Другая же церковь, собственно Рождественская в полугоре над слиянием Оки с Волгой стояла издревле. Безымянный летописец в записи, относящейся к 1521 году, сообщал, что при нападении на Нижний Новгород казанцы «сожгли церковь Рождества Пресвятыя Богородицы да 240 дворов по Гремячий ручей». В 1653 году торговый гость С. Ф. Задорин отстроил Рождественскую церковь впервые каменной, а в 1685 году граф Григорий Строганов пристроил к задоринской Рождественской церкви каменный придел в честь своего небесного покровителя святого Григория Богослова. В XIX веке Рождественская церковь, стоявшая неподалеку и давшая название одной из крупных торговых улиц Нижнего Новгорода, была разобрана. Но нижегородцы по старой памяти Рождественским называют храм, воздвигнутый Строгановым.

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был освящен в 1719 году, а спустя три года в Нижний Новгород приехал император Петр I, был на Божественной литургии в Строгановской церкви. После этого храм был закрыт. Возможно, причиной закрытия стало то, что в двух иконах местного чина (они сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, которые он заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич заботился об украшении своей церкви и, увидев их в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив Каравака для Петропавловского храма написать другие.

На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали также течение солнца и фазы луны. Эти часы заинтересовали в свое время гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина (известна история о поломке часов в 1750г., которые починить удалось именно 15-ти летнему подростку Ивану Кулибину — впоследствии прославленному российскому мастеру, прозванному «нижегородским Архимедом»).  

Храм неоднократно горел (в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

В 1913 году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри, а в 1930-е годы закрыт большевиками, существовала даже угроза его уничтожения. Но настоятелю храма отцу Сергию Вейсову (1915 — 1934), собрав исторические документы и фотографии и прочитав не одну лекцию в начальнических кабинетах о культурной значимости Строгановского барокко, удалось сохранить храм. Было принято решение о размещении в здании городского музея истории религии и атеизма. Временно исполняющим обязанности директора музея был назначен сам отец Сергий, а сторожем — иеромонах Спиридон.

Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас — из 46 икон конца XVII столетия до нашего времени дошло 43. Все остальное убранство церкви было потеряно. В 60-е годы XX века Строгановская церковь была передана краеведческому музею под один из филиалов, который и занимал ее до 1993 года.

3 июня 1993 года Строгановская Рождественская церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (1977–2001) с сонмом духовенства, при множестве собравшегося народа. На освящении присутствовали представители городской и областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, князь-отрок Георгий, а также сопровождавший их кинорежиссер Никита Михалков, который впоследствии неоднократно помогал восстановлению храма.

(Фоторепортаж)