В воскресенье 21 апреля, в шестую неделю Великого поста Православной Церковью отмечается двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник называется еще Неделей Ваий (ветвей) или Цветоносной неделей, а также Вербным воскресением — от обычая освящать в этот день ветви.
В вербное воскресенье воспитанницы очного отделения Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) молились в своем храме в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Божественную литургию совершил священник храма, заместитель директора ЦПЦС «Покров» иерей Александр Калаганов. Клирос вел партесный хор регентского отделения ЦПЦС «Покров».
Эта Неделя посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырех евангелистов. Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее упоминание о празднике датируется III веком и принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (Тирскому), который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует святой Епифаний Кипрский. Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня во Иерусалим. Начиная с VII века многими песнопевцами был прославлен праздник Входа Господня: святыми Андреем Критским (VII в.), Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным (VIII в.), Феодором и Иосифом Студитами (VIII-IX вв.), епископом Феофаном, Патриархом Никифором (IX в.), а также императором Львом Философом. Песнопения эти и сегодня поет Православная Церковь.
Праздник Входа Господня во Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
(Фоторепортаж Н.Целовальникова)