В пятницу 6-й седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. Вечером в пятницу служится великое повечерие и в субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой.
Лазареву субботу воспитанницы Нижегородского Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) встречали в своем храме в часть Собора Пресвятой Богородицы. Хор регентского отделения ЦПЦС «Покров» вел клирос.
Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении и в общем воскресении умерших в последний день Страшного Суда.
Как минимум три чуда воскресения из мертвых явил Христос Своим ученикам. Он воскресил сына Наинской вдовы, Он воскресил дочь Иаира, и, наконец, Он воскресил Лазаря из Вифании, которого любил и называл Своим другом.
В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком. Он жил всего в трех километрах от Иерусалима. Христос неоднократно обедал в доме Лазаря с множеством Своих учеников. Никто не сомневался в том, что если бы Лазарь внезапно заболел, то Иисус бы ему помог. Однако однажды Христос отказался это сделать. Лазарь умер и три полных дня провел во гробе. На четвертый день смерти к нему пришел Иисус.
Иисус подошел к месту захоронения, подождал, пока придут родственники и друзья умершего. Вопреки возражениям окружающих Он приказал отвалить камень от входа в погребальную пещеру. После Его молитвы умерший вышел из гробницы, обвязанный пеленами по рукам и ногам. При этом пелены мешали ему ходить, а на главе был погребальный платок.
Особая черта чуда воскрешения Лазаря – то, что он вернулся из места «невозврата». Если бы он восстал в сам день смерти, его смерть можно было бы принять за сон. Если бы он поднялся в течение трех дней, можно было бы сказать, что душа вернулась в тело после странствий по поверхности земли. Но по истечении трех дней душа умершего, по преданию древности, должна была взойти на суд к Богу. И участь ее на четвертые сутки уже всецело была в руках Божиих. Следовательно, вернуть душу в тело мог только Один Бог. И это сделал Христос Своей волей. Он сказал Лазарю: «иди вон» из погребальной пещеры – и тот вышел.
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», – сказал Христос. Выходит, что для восстановления человеческой жизни во плоти не надо ждать конца света. Христос, как Альфа и Омега, смыкает границы времени в одну точку веры. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. «Веришь ли сему?» – спросил Господь Марфу, сестру Лазаря. Она ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». И после этого исповедания веры Спаситель мира вернул к жизни ее брата.
Таким образом, мы с вами – часть и продолжение Евангельской истории. Воскрешая Лазаря, Христос показал нам, что пророчества о воскресении умерших сбудутся. Совершая Свое Воскресение, Он убеждает нас в том, что когда-то снова придет на землю в славе Отчей. И задавая личный вопрос Марфе: «Веришь ли сему?», он испытывает веру каждого из нас. Скажем ли и мы, что Он – «Христос, Сын Божий, грядущий в мир»? Если да, значит Он для нас – «воскресение и жизнь». Будем верить, что «живущий и верующий во Христа, не умрет вовек».
Вера во Христа – Сына Божия дает надежду на жизнь, вера во Христа избавляет от суда, вера во Христа делает нас причастниками славы Божией. Аминь.
Иеромонах Ириней (Пиковский)